|
Понедельник 23.12.2024 04:53 |
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
средняя общеобразовательная школа № 5 имени В.И. Данильченко |
Долгосрочная целевая программа
| 14.02.2012, 10:23 |
ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы «Укрепление и сохранение здоровья школьников на 2011- 2015 годы» Наименование программы Долгосрочная целевая программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» на 2011- 2015 годы (далее – Программа) Основание для разработки Программы1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266 – 1 (с изменениями и дополнениями) «Об образовании». 3. СанПиН 2.4.2.2821-10 Разработчик Программы Администрация МБОУ СОШ № 5 пос.Октябрьского муниципального образования Ленинградский район Координатор ПрограммыУправление образования администрации муниципального образования Ленинградский район Цель Программы Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников; обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся общеобразовательного учреждения; формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих Задачи Программы - обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в общеобразовательном учреждении; - создание условий для полноценного питания школьников; - разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической , психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций; - внесение изменений в содержание педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, - обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе; - разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни; - реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья; - создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни; Целевые показатели и индикаторы ПрограммыУменьшение случаев появления близорукости, нарушения осанки, уменьшение числа курящих обучающихся, сохранение стабильных показателей по охвату горячим питанием учащихся – 100% Сроки и этапы реализации Программы 2011 – 2015 годы Перечень основных мероприятий Программы 1.Организация особого пространства жизнедеятельности детей, имеющего образовательное значение и влияющее на формирование ценностей, поведенческих навыков здорового, полноценного образа жизни. 2.Определение дидактического содержания и методического оформления программ по включению ребенка в создание школьной среды. Предполагается выведение учащихся на позицию активного отношения к собственному здоровью, образу жизни, обучение навыкам самодиагностики и саморегуляции. 3.Организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности детей. 4.Внедрение практики интегрированных предметов (для старшей школы): химия, математика, русский язык и пр. — сквозная тема по здоровью и образу жизни. Разработка и внедрение учебно-методических материалов разного типа, адресованных разным контингентам (родители, специалисты различного профиля, педагоги, администраторы, дети). 5.Создание информационного пространства для детей и их семей (в том числе — участие разного типа СМИ), имеющего как ориентационную функцию («куда обратиться»), так и образовательно-ценностную (демонстрация образцов здорового и полноценного, успешного образа жизни). 6.Формирование системы изменения педагогического профессионализма и повышения квалификации, предполагающей ориентацию на ценности здоровья и способность гибкого реагирования на связанные с ним факторы (учет состояния учащихся, дифференцированный подход, сценирование занятий, пр.). 7.Исследование возможности и включение региональной специфики (климатической, культурной, пр.) в профилактическую работу школы. Исполнители Программы Межведомственное взаимодействие МБОУ СОШ № 5 пос.Октябрьского СДК «Вдохновение», Ленинградская ЦРБ, инспектор ОПДН Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - повышение уровня здоровья обучающихся за весь период действия Программы; - предупреждение насилия; - профилактика алкоголизма и наркомании; - улучшение питания обучающихся; - приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации образовательного процесса; - соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, противопожарных норм в общеобразовательном учреждении; - повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи школьникам; - формирование в педагогических коллективах понимания приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья школьников; - активизация деятельности общеобразовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни; - создание и внедрение уже имеющихся и новых программ сохранения здоровья школьников Система организации контроля за исполнением программы Контроль за реализацией Программы осуществляется управлением образования администрации муниципального образования Ленинградский район Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Сегодня важным является вопрос возможности получения школьниками медконсультаций и первой медицинской помощи. В настоящее время школа имеет лицензированный медицинский кабинет. В общеобразовательном учреждении осуществляются мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований. Для устранения гиподинамии, которая вызывает снижение работоспососбности, рост заболеваемости, с 1 сентября 2011 года во всех классах введен 3-й час физкультуры. В 1-х классах проводятся динамические паузы, с учащимися школы проводятся физминутки. Регулярно проходят школьные, муниципальные, региональные спортивные соревнования, традиционным для школы стало проведение дней здоровья, спортивных праздников, тематических классных часов и часов общения, лекториев для родителей. В зональных соревнованиях «Кубань Олимпийская против наркотиков» в 2011 году команда МБОУ СОШ № 5 заняла 1 место. В октябре 2011 года успешно прошел муниципальный этап Спартакиады допризывной молодежи, посвященный Дню победы в Великой Отечественной Войне. Учащийся 11 «А» класса Ященко Александр занял 1 место в беге на короткие дистанции. Здоровье во многом зависит от полноценного питания. С 1999 года в школе реализуется образовательная программа «Разговор о правильном питании». Её использование в образовательном процессе помогает формированию у детей и подростков культуры правильного питания и пропагандированию здорового образа жизни. Учащиеся получают горячие завтраки, ученики 1-х классов получают дополнительное горячее питание, реализуется проект «Школьное молоко». С целью улучшения качества питания в октябре 2011 года осуществлена курсовая подготовка шеф-повара, имеющего непосредственное отношение к организации питания в общеобразовательных учреждениях. Однако имеются и отрицательные тенденции оздоровительной работы общеобразовательного учреждения. Существующие сегодня программы по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности предполагают освоение отдельных знаний по здоровому образу жизни. Не организована работа специальных медицинских групп, хотя дети с отклонениями в здоровье имеются в школе. У значительной части детей и подростков отсутствует реальная установка на здоровый образ жизни. Происходит ухудшение физического развития школьников. Анализ заболеваемости учащихся за последние 2 года показывает снижение на 0,6% учащихся 1 группы здоровья и увеличение на 0,8% учащихся 3-4 группы здоровья. Преобладают следующие заболевания: 1) нарушения осанки, 2) нарушения зрения, 3) нарушения опорно-двигательного аппарата, 4) нарушение работы пищеварительной системы. В школьном питании не выдерживаются принципы сбалансированного питания: при большом дефиците белков животного происхождения, важнейших витаминов и микроэлементов в рационе преобладают продукты углеводной группы. О низком уровне просветительской работы по пропаганде здорового питания свидетельствует слабая активность школы в предоставлении материалов на конкурс «Разговор о правильном питании». Таким образом, негативными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, являются: - увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни школьников; - отсутствие сбалансированного питания; - отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у учащихся потребности в сохранении здоровья и гармоничном развитии; - сохранение пассивной позиции детей и родителей по отношению к собственному здоровью. Следовательно, значимой проблемой для педагогического коллектива остаются: - целенаправленная работа по формированию у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, негативному отношению детей и подростков к употреблению психоактивных веществ, - формирование у школьников основ знаний по рациональному питанию; - воспитание культуры питания у школьников; - повышение культуры организации питания, включая красоту и эстетику столовых, этикет и внешний вид работников; - совершенствование и повышение эффективности производственного, в том числе лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) условий. Все вышеперечисленное вызвало необходимость разработки долгосрочной целевой программы «Укрепление и сохранение здоровья школьников» на 2011-2015 годы. Главным требованием выступает комплексный подход в разработке данной Программы укрепления здоровья, предполагающий интеграцию в единую Программу как собственно педагогических, так и социальных мер. Результатом подобного подхода должно стать изменение среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям, реализации на практике основ здорового образа жизни — перевод знаний на поведенческий уровень, так как при применении, быть может и эффективных, но разовых оздоровительных методик не решается задача изменения и оздоровления образа жизни; при работе только с детьми — упускается из виду семейный стиль образа жизни. Традиционный подход, связанный с информированием детей и подростков о разного рода опасностях, связанных с образом жизни, правилах поведения недостаточно оправдывает себя. Дети относятся к этой информации как к еще одному предмету, за который, к тому же, не ставят оценки. Необходим поиск новых подходов и педагогических технологий, построенных на деятельностных принципах, позволяющих формировать ценности и поведение (а не только знания), соответствующее здоровому образу жизни. Необходимость непосредственного участия в образовательном процессе специалистов (медиков, психологов, физиологов, пр.), организованное участие родительской общественности. Значительная часть детей больше всего доверяет в вопросах, связанных с факторами риска, своим родителям. А они часто не умеют разговаривать со своими детьми на эти темы и нуждаются в помощи. Необходимо активно включать родительскую общественность в проведение программ укрепления здоровья, проводить просветительские профилактические, в том числе психологические кампании, направленные на родителей подростков. Профилактическая работа в образовательном учреждении должна иметь разные формы и задачи в соответствии со спецификой возраста детей данной образовательной ступени: - начальная школа — дети данной возрастной ступени более восприимчивы к информационно-познавательному подходу, - основная и средняя школа — основной задачей становится включение ребенка в активной позиции в анализ, обсуждение и изменение (насколько это возможно) ситуации. Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Настоящая Программа разработана для достижения следующих целей: 1) создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников; 2) обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся школы; 3)формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Программные мероприятия направлены на решение следующих задач: 1.Организация особого пространства жизнедеятельности детей, имеющего образовательное значение и влияющее на формирование ценностей, поведенческих навыков здорового, полноценного образа жизни. 2.Определение дидактического содержания и методического оформления программ по включению ребенка в создание школьной среды. Предполагается выведение учащихся на позицию активного отношения к собственному здоровью, образу жизни, обучение навыкам самодиагностики и саморегуляции. 3.Организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности детей. 4.Внедрение практики интегрированных предметов (для старшей школы): химия, математика, русский язык и пр. — сквозная тема по здоровью и образу жизни. Разработка и внедрение учебно-методических материалов разного типа, адресованных разным контингентам (родители, специалисты различного профиля, педагоги, администраторы, дети). 5. Создание информационного пространства для детей и их семей (в том числе — участие СМИ), имеющего как ориентационную функцию («куда обратиться»), так и образовательно-ценностную (демонстрация образцов здорового и полноценного, успешного образа жизни). 6. Формирование системы изменения педагогического профессионализма и повышения квалификации, предполагающей ориентацию на ценности здоровья и способность гибкого реагирования на связанные с ним факторы (учет состояния учащихся, дифференцированный подход, инсценирование занятий, пр.). 7. Исследование возможности и включение региональной специфики (климатической, культурной, пр.) в профилактическую работу общеобразовательного учреждения. Сроки реализации программы – 2011 – 2015 годы Важнейшим целевым индикатором и показателями Программы являются: № п/пЦелевые показатели и индикаторы, в %2011 год2012год 2013 год 2014 год 2015год фактоценкапрогноз 1234567 1уменьшение случаев появления близорукости на 1%на 2%на 5%на 8% на 10 % 2уменьшение случаев нарушения осанкина 2,1%на 3%на 5%на 8% на 10 % 3уменьшение числа курящих обучающихсяна 2%на 3%на 4%на 5%на 10% 4Сохранение показателей охвата горячим питанием до 100 процентов100%100%100%100%100% Раздел 3. Механизм реализации программы Координатор Программы осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов и конкретных программных мероприятий. Раздел 5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация МБОУ СОШ № 5 Администрация школы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению администрации школы. Раздел 6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы, целевые индикаторы и показатели Реализация программных мероприятий позволит: - повысить уровень здоровья обучающихся за весь период действия Программы; -предупредить насилие; -усилить профилактику алкоголизма и наркомании; -улучшить питание обучающихся; -привести в соответствие с санитарными правилами гигиенические аспекты организации учебно-воспитательного процесса; -повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи школьникам; -сформировать в педагогических коллективах понимание приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья детей и подростков; -активизировать деятельность образовательных учреждений по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни; -разработать и внедрить новые программы сохранения здоровья школьников в общеобразовательном учреждении. Раздел 7. Система программных мероприятий Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям: - управление здоровьем школьников; - обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников; - формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни; совершенствование физического воспитания; формирование системы воспитания. Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении №1. Приложение №1 к долгосрочной целевой программе «Укрепление и сохранение здоровья школьников» на 2011- 2015 годы N п/п Административные, педагогические, медико-педагогические и социальные мероприятия, необходимые для реализации Программы Срок исполнения (год) Исполнитель 1 2 3 4 1. Управление здоровьем школьников 1.1Регулярно принимать участие в совещаниях по проблеме состояния здоровья школьников и мерам по взаимодействию органов образования и здравоохранения 2011-2015 Директор, зам.директора по ВР, шеф-повар 1.2Обеспечить нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОУ (Положение о Школе Здоровья, согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положения в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах) 2011Администрация школы 1.3Создать информационно- аналитическую службу ОУ, которая будет осуществлять мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика) 2011Администрация школы, педагогический коллектив, медицинский работник 2. Обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников 2.1.Привести в соответствие с санитарными правилами и другими основополагающими гигиеническими аспектами организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях 2011-2012Администрация школы 2.2Принимать участие в конкурсе «Новая школа – школа Здоровья» по внедрению и реализации муниципальной целевой программы «Укрепления и сохранения здоровья школьников на 2011- 2015 годы» среди общеобразовательных учреждений Ежегодно Администрация школы 2.3Продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе 2011-2015Педагогический коллектив 2.4Обеспечить выполнение 10-12 дневного перспективного меню с выходом готовых блюд в соответствии с физиологическими нормами питания Постоянно Шеф-повар 2.5Совершенствовать систему контроля за организацией питания в образовательном учреждении 2011-1015Администрация школы 2.9Обеспечить проведение диспансеризации, прививок и проверок в соответствии с требованиями ТО У Роспотребнадзора2011-2015Администрация школы, медицинский работник 3. Формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни 3.1Подготовка и переподготовка педагогических и медицинских работников учреждения образования, ответственных за сохранение и укрепление здоровья 2011-1014Администрация школы 3.2Создание школьных программ, направленных на профилактику подростковой наркозависимости, учитывающих социальные, психологические и индивидуальные факторы риска 2011-2015Зам.директора по ВР, социальный педагог 3.3Проведение анонимного добровольного информированного тестирования учащихся школы Ноябрь 2011Медицинский работник, зам.директора по ВР, социальный педагог 4. Совершенствование физического воспитания 4.1Обеспечение работы специальных медицинских групп в общеобразовательном учрежденииВ течение всего периодаАдминистрация школы, медицинский работник 4.2Организация физической и психологической разгрузки обучающихся: 1. Витаминотерапия - витаминный чай, поливитамины 2. Организация работы спортивных секций, кружков. 3. Проведение динамических пауз, прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики до занятий. 4. Организация спортивных (подвижных) перемен. 5. Регулярное проведение физкультминуток. 6. Организация летнего оздоровительного лагере В течение всего периодаАдминистрация школы, медицинский работник, педагогический коллектив, руководители кружков и секций 4.3Подготовка и переподготовка преподавателей физического воспитания для проведения уроков лечебной физкультуры в школеВ течение всего периодаАдминистрация школы 4.4Участие в конкурсах на лучшую организацию физкультурно- оздоровительной работы 2011-2015Администрация школы, медицинский работник, учителя физкультуры, руководители спортивных кружков и секций 4.5Проведение спортивных мероприятий: -"День здоровья", -"Папа, мама и я - спортивная семья", -«Веселые старты» – для учащихся 1-4 и 5-7 классов, -спортивная программа «Баскетбольное шоу» 5-11 классы, -весенний кросс «Вместе весело бежать»В течение всего периодаАдминистрация школы, учителя физкультуры 4.6Участие в спортивно-массовых, оздоровительных мероприятий на муниципальном уровнеЕжегодно Администрация школы, учителя физкультуры 5. Формирование системы воспитания 5.1Проведение внеклассных мероприятий: -игра-путешествие «Дорогой олимпийского огня» 1-5 классы, -туристический слет 5-11 классы, -спортивно-игровая программа «Спортивный калейдоскоп», -Викторина «В мире спорта», -спортивный праздник для учащихся старших классов «Укрепляем тело - развиваем ум», -спортивный праздник для учащихся 1-4 и 5-7 классов «Пять олимпийских колец», -спортивный праздник для учащихся начальных классов «Вместе дружная семья», -общешкольное внеклассное мероприятие «Здоровье-богатство во все времена»В течение всего периодаАдминистрация школы, педагогический коллектив 5.2Проведение акций: "Дети против наркотиков", "Неделя окружающей среды", "Дни экологической безопасности", Ежегодно в течение всего периодаАдминистрация школы, социальный педагог, учитель биологии, кл.руководители 5.3Проведение военно-спортивных игр и конкурсов: игровая программа «А ну-ка, парни»; конкурсно – игровые программы «Готовлюсь стать защитником Отечества; военно-спортивная игра «Зарница»Ежегодно в течение всего периодаАдминистрация школы, учителя физкультуры, ОБЖ, кл.руководители 5.4Проведение соревнований классов, свободных от курения "Мой выбор - здоровье"ЕжегодноАдминистрация школы, кл.руководители 5.5Организация мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни: 1. "Здоровье ребенка в руках взрослых", 2. "Здоровая семья: нравственные аспекты", 3. "На контроле - здоровье детей", 4. "Режим труда и учебы", 5. "Физическое воспитание детей в семье", 6. "Алкоголизм, семья, дети", 7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека", 8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности", 9. "Вредные привычки у детей" В течение всего периодаАдминистрация школы (с привлечением медицинских работников и работников РОВД) 5.6Организация оздоровительной работы в летний период. Ежегодно Администрация школы 5.7Освещение проблемы здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подростков и школьников, популяризация массовых видов спорта и активного отдыха средствами массовой информации.В течение всего периодаАдминистрация школы
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Scool5
|
Просмотров: 519 | Загрузок: 0
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|