Совинформбюро. В течение 10 сентября на территории северо-восточной части Румынии наши войска, преодолевая сопротивление противника, овладели городом и железнодорожной станцией ВАМА, а также с боями заняли населённые пункты РУССКАЯ-МОЛДАВИКА, ВАТРА-МОЛДАВИКА, КРУЧА, ХОЛЬДА, БРОШТЭНИ, ДЬЕРДЬО-БЭКАШ.
В центральной части Румынии наши войска совместно с румынскими войсками, овладели городом и железнодорожным узлом СФЫНТУЛ ГЕОРГЕ, а также с боями заняли более 50 других населённых пунктов, в числе которых крупные населённые пункты КАТАЛИНА, КАРАТНА, БЮКСАД, МАЛЬНАШ, АЙТА МИЖЛОКИ и железнодорожные станции СЫНКАТОЛНА, САКУЕСК, СЫНЗЕНИ, БЮКСАД, БОДОК.
На других участках фронта — поиски разведчиков; в ряде пунктов шли бои местного значения.
За 9 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 8 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 10 самолётов противника.
В северо-восточной части Румынии наши войска продолжали наступление. Ожесточённые бои произошли за город Вама, превращенный немцами в опорный пункт обороны. Этот город прикрыт с севера, востока и юга высотами и горными реками Молдавика и Молдава. Противник упорно защищал эти очень выгодные позиции и много раз переходил в контратаки. В результате боёв, длившихся не переставая почти сутки, советские части овладели городом Вама. Захвачено много трофеев и свыше 200 пленных. На других участках наши войска, продолжая продвигаться вперед, заняли ряд населённых пунктов.
В центральной части Румынии наши войска совместно с румынскими войсками вышли к Северной Трансильвании. Здесь венгры соорудили долговременную полосу обороны с бетонированными дотами. Сильный огонь противника, широкие минные поля и проволочные заграждения крайне затрудняли действия наших частей. Сегодня советские и румынские войска штурмом овладели мощным опорным пунктом обороны противника городом Сфынтул Георге. На поле боя осталось много убитых немецких и венгерских солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
Юго-западнее города Иелгава противник пытался вести разведку боем. Огнём нашей пехоты и артиллерии атаки немцев были успешно отбиты. Уничтожено до 200 немецких солдат и офицеров. На другом участке противник пустил по направлению к советским позициям 12 танкеток-торпед. На подступах к переднему краю нашей обороны 9 танкеток подорвались на минах, а две танкетки подбиты артиллерийским огнём. Одна немецкая танкетка захвачена и обезврежена нашими бойцами.
Восточнее города Рига группа наших лётчиков-истребителей под командованием майора Соболева встретила 14 немецких истребителей. В завязавшемся воздушном бою майор Соболев сбил 2 вражеских самолёта, а лейтенанты Завацкий и Мельник — по одному самолёту. За последние дни Н-ская истребительная эскадрилья уничтожила 15 немецких истребителей. Из них 7 самолётов сбил майор Константин Соболев.
Северо-западнее города Мариамполь наши войска вели разведку и огневой бой с противником. Советские разведывательные отряды истребили более роты гитлеровцев и захватили пленных. Снайперы одного нашего подразделения тт. Абросов, Чистяков и Морозов в течение дня истребили 19 немцев.
Юго-западнее города Ломжа наши войска вели бои местного значения. Части Н-ского соединения очистили от немцев один лесной массив. В другом районе несколько наших танков под командованием старшего лейтенанта Затонайченко прорвались в тыл противника и устроили засаду у переправы через реку. Когда к переправе приблизилась вражеская колонна, танкисты открыли огонь. Среди немцев началась паника. Советские танки вышли из засады и стали в упор расстреливать гитлеровцев. Уничтожено более 250 немецких солдат и офицеров, 15 орудий и 5 автомашин с грузами. Вскоре к переправе с противоположной стороны подошли немецкие танки. Они пытались переправиться через реку вброд, но застряли на заболоченном берегу. Советские танкисты открыли огонь и сожгли 5 немецких танков.
Пленный обер-ефрейтор 240-то полка 106-й немецкой пехотной дивизии Генрих Масбах сообщил: «Наша дивизия занимала оборону севернее города Кишинёв. 22 августа дивизии было приказано немедленно отходить. Командир роты объяснил нам, что русские прорвались в районе Яссы и южнее Тирасполя и угрожают выйти в тыл дивизии. Это известие удручающе подействовало на солдат. Все они очень боялись окружения.
Вначале мы двигались организованно, не имея соприкосновения с русскими. Но когда дивизия приблизилась к реке Прут, произошло нечто ужасное. На нас напали советские танки. Поднялась невероятная паника. Солдаты толпами бросались из стороны в сторону и погибали под гусеницами танков. Мне в числе небольшой кучки солдат удалось проскочить по мосту на западный берег реки. Мы скрылись в лесу и решили пробираться на запад. По пути нам встречались такие же, как и наша, разрозненные группы немецких солдат, которые шли куда глаза гладят. Что происходит на фронте и где находится фронт, никто не имел ни малейшего представления. На третий день мы наткнулись на русскую пехоту. Все попытки выскочить из нового окружения ни к чему не привели. Все мы были обезоружены и пленены. Теперь мы знаем, что к русским попасть в «котёл» легко, но выбраться из него невозможно».
|