Совинформбюро. В течение 11 ноября между реками ТИССА и ДУНАЙ наши войска с боями заняли несколько населённых пунктов и среди них ШАЙО СЕГЕД, НЕМЕШ БИКН, ХЕЕ САЛОНТА, СИХАЛОМ, ЯСЛАДАНЬ, УЙСАС и железнодорожные станции МЕЗЕНЬ-ЯРАД, КЛЕМЕНТЫНА, ЯСЛАДАНЬ, УЙСАС.
Болгарские войска, действуя против немцев на территории Югославии, заняли города ШТИП и ВЕЛЕС.
На других участках фронта — поиски разведчиков.
За 10 ноября в результате боёв местного значения подбито и уничтожено 8 немецких танков.
В Венгрии, между реками Тисса и Дунай наши войска продолжали наступление. Противник, введя в бой новые силы, пытался отбросить советские части, перерезавшие железную дорогу Будапешт – Мишколц. Гитлеровцы, несмотря на тяжёлые потери, не только не добились успеха, но и вновь были отброшены. Наши пехотинцы и артиллеристы продвинулись вперёд и заняли железнодорожные станции Мезеньярад и Клементына. Захвачено 13 орудий, два склада с боеприпасами и взято в плен 350 немцев и венгров. Другие наши части овладели важными узлами дорог и крупными населёнными пунктами Ясладань и Уйсас.
Северо-западнее города Цеглед продолжались ожесточённые бои. Пехота и танки противника неоднократно переходили в контратаки, стремясь вернуть потерянные накануне опорные пункты. Наши войска отбили все контратаки гитлеровцев и нанесли им большой урон в живой силе и технике.
На сторону Красной Армии перелетел на самолёте начальник штаба 7-го венгерского армейского корпуса полковник Отто Хатц. Полковник заявил: «Я давно являлся сторонником мира с Советским Союзом. Сейчас каждому ясно, что немцы проиграли войну. Если Венгрия не порвёт немедленно с гитлеровской Германией, то немцы увлекут нас с собою в пропасть. Я беседовал с высшими офицерами венгерской армии, и многие из них разделяют мою точку зрения».
Южнее города Пултуск происходила артиллерийско-минометная перестрелка. Разведчики — артиллеристы Илеулгалиев и Кистанов выдвинулись к переднему краю обороны противника, установили расположение огневых точек немцев и сообщили об этом на командный пункт. Наши орудия открыли огонь и уничтожили одну зенитную и две миномётные батареи, а также несколько пулемётных точек противника.
На 1-м Украинском фронте происходили разведывательные поиски. Разведчики Чибирашвили, Своровский, Колодяжный и Моженко ворвались в траншеи противника, убили немецкого офицера и ефрейтора и захватили ценные документы. На другом участке гитлеровцы после сильного артиллерийского обстрела наших позиций предприняли разведку боем. Находившийся в боевом охранении пулемётчик Яковлев подпустил немцев на близкое расстояние и истребил группу вражеских солдат. Встреченные огнем других наших пулемётчиков, немцы быстро отступили.
Ниже публикуются выдержки из найденной на поле боя записной книжки унтер-офицера 11-й роты 613-го охранного полка 203-й немецкой охранной дивизии Филиппа Моргенруэ.
«...Остатки 1-го и З-го батальонов расформированы, и из них будет создан один батальон... Неужели Германия уже пришла к концу? Я считаю, что с имеющимися в нашем распоряжении людьми и техникой мы войну выиграть уже не можем.
— Вчера мы отступили на 20 километров. Всё тяжёлое оружие и обоз пришлось бросить... Нам зачитали приказ командующего армией о том, что все приказы, независимо от их содержания, должны выполняться немедленно и без пререканий. В противном случае... военный суд и расстрел. Издание подобных приказов я нахожу знаменательным. Немецкий солдат раньше всегда беспрекословно выполнял любые распоряжения и приказы начальников. Теперь солдаты выполняют приказы лишь под страхом военного суда, под угрозой расстрела.
— Где же наша военная мощь? Кто слышит разговоры и высказывания солдат, тот сделает безошибочный вывод, что они больше не верят в благоприятный для Германии исход войны. Человеческими телами нельзя преградить путь наступающим русским войскам. Военные действия происходят на территории Германии. Для нас, немцев, война уже бесповоротно проиграна». |