Совинформбюро. В течение 21 декабря на территории ЧЕХОСЛОВАКИИ, восточнее города ЛУЧЕНЕЦ, наши войска в результате наступательных боёв овладели городом и железнодорожным узлом РИМАВСКА СОБОТА, городом и узловой железнодорожной станцией
ФЕЛЕДИНЦЕ (ФЕЛЕД), а также с боями заняли более 30 других населённых пунктов, в числе которых ТОМАШОВЦЕ, БАКТИ, ТОМАШОВА, СЕПБОКОР, ЛИУКВА, ГО-ДЕЙОВ, ГОРТВА, ШИРКОВЦЕ и железнодорожные станции АПАТИ, ГОДЕЙОВ.
В ВЕНГРИИ, севернее и северо-восточнее города ДЬЕНДЬЕШ, наши войска с упорными боями преодолели горно-лесистый район, заняв при этом более 50 населённых пунктов, в том числе город и железнодорожную станцию ОЗД, крупные населённые пункты ХАНГОНЬ, ГОДОШЧЕЛАНЬ, ОМАНЬ, ЧЕРНЕЛЬ, БЕЛАПАТФАЛВА, МИКОФАЛВА, БЕКЕЛЬЦЕ, СУЧ, ТАРНАЛЕЛЕС, БЮКСЕК, ТЭРПЭШ, САЙЛА, РЕЧИ, МАТРАДЭРЭЧКЭ, ПАРАД, БОДОНЬ, МАТРАМИНДСЭНТ, НЕМТИ, МАЦЕНКА, НАДЬ-БАТОНЬ и железнодорожные станции СИЛВАШВАРАД, БЕЛАПАТФАЛВА, САРВАШКЕ, ПАРАД, НАДЬ-БАТОНЬ.
В боях за 20 декабря восточнее ЛУЧЕНЕЦ и севернее ДЬЕНДЬЕШ наши войска взяли в плен 1.490 немецких и венгерских солдат и офицеров.
На других участках фронта—поиски разведчиков и бои местного значения.
За 20 декабря наши войска подбили и уничтожили 29 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 27 самолётов противника.
В Чехословакии, восточнее города Лученец, наши войска с боями продвигались вперёд. Пленные сообщают, что немецкое командование отдало своим войскам приказ во что бы то ни стало остановить наступление советских войск. Противник усилил свои потрёпанные части танками и только что переброшенной на этот участок лыжно-егерской дивизией. Части Н-ского соединения, сломив сопротивление немцев, ворвались на улицы города Римавска Собота. Всю ночь шли упорные бои. Сегодня утром наши войска овладели городом Римавска Собота — узлом коммуникаций и важным опорным пунктом обороны противника. Развивая успех, советские бойцы продвинулись вперёд на десять километров и заняли населённый пункт Лиуква, находящийся в 18 километрах восточнее города Лученец. Другие советские части разбили наголову два вражеских батальона и заняли ряд населённых пунктов, в том числе город Фелединце (Фелед). Захвачено много трофеев.
В Венгрии, севернее и северо-восточнее города Дьендьеш, наши войска продолжали наступление. Противник соорудил в горах Матра многочисленные опорные пункты и рассчитывал надолго сковать советские части на этом участке. Наши войска разгромили ряд вражеских узлов сопротивления и преодолели обширный горно-лесистый район. Занято более 50 населённых пунктов, в том числе город Озд. В боях в этом районе немцы несут большие потери в людях и технике. Только на одном участке бойцы Н-ской части истребили до 400 гитлеровцев, уничтожили две артиллерийские и три миномётные батареи противника. Захвачены у немцев 4 орудия, 11 миномётов, из них три шестиствольных, 25 пулемётов и другие трофеи. Взято много пленных.
B Восточной Пруссии наши передовые подразделения артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём рассеяли несколько отрядов противника, пытавшихся вести разведку. Советские бомбардировщики и штурмовики наносили удары по коммуникациям немцев. В результате действий нашей авиации уничтожено и повреждено 8 паровозов и 40 вагонов. Кроме того, подожжены два железнодорожных эшелона и два склада противника с горючим. В ряде мест прямым попаданием бомб разрушены железнодорожные пути.
Юго-западнее города Остроленка отряд немцев атаковал наше боевое охранение. Советские бойцы подпустили противника на близкое расстояние и открыли огонь из пулемётов, автоматов и винтовок. Гитлеровцы повернули назад, однако огонь нашей артиллерии преградил им пути отхода. Вражеский отряд был полностью уничтожен.
Наши лётчики бомбардировали железнодорожную станцию Насельск и разбили несколько вагонов с грузами. На территории станции произошёл сильный взрыв.
Немецкое командование продолжает пополнять свои войска, окруженные в Прибалтике, в районе между Тукумсом и Либавой. По показаниям взятых в плен немецких офицеров, за последнее время в Прибалтику было переброшено из Германии до 30 тысяч человек. Немецкое командование проводит ряд чрезвычайных мер, чтобы заставить солдат сражаться за явно безнадежное дело.
Пленный оберфельдфебель 5-й роты 358-го полка 205-й немецкой пехотной дивизии Отто Майер рассказал: «Меня из авиации перевели в пехоту и с маршевым батальоном направили в Прибалтику. Когда мы прибыли в 205-ю дивизию, перед нами с речью выступил полковник Билер. Он заявил: «Скоро мы пошлём вас на передовую. Пусть никто из вас не вздумает отступать. Помните, что у нас есть хорошо и быстро работающие военно-полевые суды. Так что смотрите в оба». Такая встреча ошеломила нас. Настроение у солдат и без того было скверное. Выслушав поток угроз, мы ещё больше пали духом».
Пленный командир 1-й роты 435-го полка 215-и немецкой пехотной дивизии лейтенант Вильгельм Дойшле рассказал: «По приказу генерала Шернера всякий солдат или офицер, который говорит о безнадёжности положения немецких войск в Прибалтике, подлежит расстрелу».
Пленный фельдфебель 2-й роты резервного батальона Ганс Иоахим сообщил: «Недавно я в составе пополнения прибыл в Прибалтику. Командир батальона нам сказал: «За дезертирство и за попытку перебежать к русским мы расстреливаем. Пострадаете не только вы сами, но и ваши семьи». Слова командира батальона ещё больше убедили нас в там, что немецкие войска, окружённые в Прибалтике, находятся накануне катастрофы. Стало ясно, что мы попали туда, откуда уже нет возврата». |