Совинформбюро. В течение 30 октября на территории Чехословакии севернее города УЖГОРОД наши войска вели наступательные бои, в ходе которых овладели населёнными пунктами ЧАБАЛОВЦЕ, ОЛЬШИНКОВ, ВИЛАГ, ПАРИГУЗОВЦЕ, ГРИВИШТЕ, ХОНЬКОВЦЕ, ТИ-БАВА. По уточнённым данным, за время с 27 по 29 октября войска 4-го УКРАИНСКОГО фронта, действующие на территории Чехословакии, взяли в плен 10.160 солдат и офицеров противника. Таким образом, количество немецких и венгерских солдат и офицеров, взятых в плен войсками 4-го УКРАИНСКОГО фронта за время боёв с 20 по 29 октября, увеличилось до 21.390 человек.
В Венгрии северо-западнее города САТУ-МАРЕ наши войска с боями заняли узловую железнодорожную станцию ВАШАРОШНАМЕНЬ и крупные населённые пункты ДЬЮРЕ, ВАРШАК, ИЛК, НЬИР-МАДА, РОХОД, ФЕЙЕРТО.
На других участках фронта — поиски разведчиков и бои местного значения.
За 29 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 72 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 37 самолётов противника.
Севернее города Ужгород наши войска вели наступательные бои. В этом районе расположены горные хребты Магура и Бескид. На склонах высот немцы и венгры построили укрепления. Все подступы к этому оборонительному рубежу заминированы, а дороги взорваны или завалены. В результате упорных боёв наши войска в нескольких местах прорвали оборону противника и перевалили через хребты Магура и Бескид. Выйдя в горные долины, советские части заняли рад вражеских опорных пунктов, в том числе крупный населённый пункт Вилаг. В ходе боёв уничтожено до батальона гитлеровцев. За три дня части Н-ского соединения захватили у немцев 20 орудий, 65 миномётов, 146 пулемётов, 3.686 винтовок и автоматов, 4 склада с боеприпасами, 3 паровоза, 50 вагонов и свыше 1.000 лошадей.
В Венгрии, северо-западнее города Сату-Маре, наши войска продолжали наступление. Упорные бои происходили сегодня на подступах к узловой железнодорожной станции Вашарошнамень. Противник, стремясь удержать станцию в своих руках, неоднократно переходил в контратаки. Советские части совершили успешный обходный манёвр и прижали гитлеровцев к реке Тисса. В короткой, но ожесточённой схватке враг был разгромлен. Много немцев и венгров утонуло в реке. Наши войска взяли в плен на различных участках до 500 немецких и венгерских солдат и офицеров.
В Восточной Пруссии, южнее города Гольдан, немецкая пехота и танки атаковали наши позиции. Советские бойцы подпустили немцев на близкое расстояние и открыли по ним сильный артиллерийский и ружейно-пулемётный огонь. Противник понёс большие потери и поспешно отошёл. Вскоре немцы снова предприняли атаку, но также были отброшены. На поле боя осталось несколько сот вражеских трупов. Сожжено и подбито 14 немецких танков и самоходных орудий и 6 бронетранспортёров.
Северо-западнее Праги (предместье Варшавы) происходили бои местного значения. Подразделения Н-ской части атаковали противника и овладели выгодными позициями. Уничтожено до 300 немецких солдат и офицеров. Захвачены 6 орудий, 32 пулемёта и два склада боеприпасов. Подразделения 1-й Польской армии, действующие в этом районе, истребили свыше роты гитлеровцев.
Недавно сообщались, что в Германии объявлен поголовный призыв всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет. Гитлеровцы пытаются наскрести резервы для того, чтобы бросить их на фронт. Однако всем известно, что уже значительно раньше немецкие военные власти мобилизовали в армию всех, кого только можно было взять. За последние дни наши бойцы взяли в плен значительное число немецких солдат—стариков и инвалидов. Пленному солдату 6-й особой немецкой команды Францу Геббеху 60 лет. Пленный заявил: «Меня призвали в немецкую армию в мае 1944 года. Одновременно со мною был мобилизован 63-летний учитель Людвиг Кригер».
Пленный ефрейтор 1-й роты 640-го учебного полка 388-й немецкой учебной дивизии Рихард Беккер рассказал: «Наш полк недавно получил новое пополнение. В числе прибывших много чиновников. Все они работали в различных немецких учреждениях на оккупированной советской территории. Теперь эти учреждения за ненадобностью ликвидированы". Чиновники хотели эвакуироваться в Германию, но их мобилизовали в армию. Большинство из них — пожилые люди, в возрасте от 45 до 60 лет. Все они зачислены в пехоту рядовыми солдатами, хотя явно непригодны к военной службе».
Пленный унтер-офицер 21-го немецкого морского запасного батальона Эрнст Пауль рассказал: «Мне 58 лет. В первую мировую войну я служил матросом. В сентябре 1944 г. мне прислали повестку о мобилизации в армию. Вначале я подумал, что произошла ошибка, однако на призывном пункте я встретил многих знакомых стариков. Если молодые, хорошо обученные солдаты не могли устоять против русских, то чего же можно ожидать от таких, как мы. Положение Германии безнадёжно. Новая мобилизация, объявленная Гитлером, напоминает соломинку, за которую хватается утопающий, чтобы спасти себя». |