Совинформбюро.
В течение 31 октября северо-восточнее и юго-западнее венгерского города НЬИРЕДЬХАЗА наши войска с боями заняли более 50 населённых пунктов, в том числе город и железнодорожную станцию ХАЙДУ-НАНАШ, город и железнодорожную станцию ХАЙДУ-ДОРОГ, крупные населённые пункты УЙКЕНЕЗ, ТОРНЬОШПАЛЬЦА, АНАРЧ, ДЬЮЛАХАЗА, НЬИР-КАРАС, НЬИР-ТАШШ, ПЕТНЕХАЗА, РАМОЧАХАЗА и железнодорожные станции УЙКЕНЕЗ, КОПОЧ-АПАТИ, ЯКО. Город НЬИРЕДЬХАЗА, в ходе боёв переходивший из рук в руки, вновь занят нашими войсками.
На БУДАПЕШТСКОМ направлении, между реками ТИССА и ДУНАЙ, наши войска вели наступательные бои, в ходе которых заняли более 200 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты АЛПАР, ИШАК, КАЛОЧА, ЧАСАРТЕЛЬТЕШ, ХАЙОШ, АЛЬШ-МЕДЬ, ХОМОКМЕДЬ, МИШКЕ, БАТЯ, ФАЙС, ДУШНОК, НЕМЕШНА-ДУДВАР, ШЮКЕШД, ЭРШЕКЧАНАД и железнодорожные станции КОХАРИ СЕНТ ЛОРАНЦИ, УРРЕТ, ПУСТА ПАКА, КАРХАНКЕЗ, БАЛЛОСЕГ, ПИРТ, КАЛОЧА. Наши войска ворвались в город КЕЧКЕМЕТ, где завязали уличные бои. В боях между реками ТИССА и ДУНАЙ наши войска взяли в плен 4.018 немецких и венгерских солдат и офицеров.
На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 30 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 104 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 50 самолётов противника.
Северо-восточнее и юго-западнее венгерского города Ньиредьхаза наши войска продвинулись вперёд до 20 километров и овладели опорными пунктами обороны противника— городами Хайду-Нанаш и Хайду-Дорог. Особенно ожесточённые бои произошли в районе города Ньиредьхаза. Противник, сосредоточив крупные силы танков и пехоты, предпринял контратаку и ворвался в город. Однако все попытки немцев удержать в своих руках этот крупный узел коммуникаций были сорваны решительными действиями советских частей. Мощными ударами наши танки и пехота сломили сопротивление врага и вновь заняли город Ньиредьхаза. В ходе боев уничтожено до 1.500 немецких и венгерских солдат и офицеров. Подбито и сожжено 17 танков и самоходных орудий противника.
На Будапештском направлении, между реками Дунай и Тисса, наши войска заняли более 200 населённых пунктов. Советские части на широком фронте прорвали оборону противника и с боями продвигаются вперёд. Немцы и венгры спешно подбросили свежие резервы. Совершая стремительные обходные манёвры, наши войска блокируют гарнизоны и отдельные группы войск противника, а затем уничтожают их. В одном районе окружены и разгромлены два полка и штаб 23-й венгерской пехотной дивизии. Командир дивизии убит. Взято большое число пленных. Среди пленных группа штабных офицеров во главе с заместителем командира 23-й венгерской дивизии. Сожжено и подбито свыше 30 немецких танков. На другом участке части Н-ского соединения, продвигаясь вперёд, отбили несколько контратак противника. Гитлеровцы бросили в бой крупные силы пехоты, но не смогли удержать заранее подготовленный рубеж, отбрасывая врага, наши войска ворвались в город Кечкемет и ведут в нём уличные бои. Этот город насчитывает около 80 тысяч жителей и является крупным узлом железных дорог.
В Восточной Пруссии происходила артиллерийская перестрелка. Севернее населённого пункта Гросс Тракенен противник предпринял разведку боем. Гитлеровцы были рассеяны, не достигнув переднего края нашей обороны. На другом участке подразделение немецких автоматчиков при поддержке танков атаковало позиции Н-ской части. Орудийные расчёты старшины Егозова, сержанта Боголиева и младшего сержанта Сидорова открыли огонь и уничтожили два танка и два бронетранспортёра противника. Немецкие автоматчики в большей своей части уничтожены.
Авиация Северного флота наносила удары по немецким кораблям в Тана-фиорде и в порту Варде. В результате прямых попаданий бомб потоплены транспорт водоизмещением в 2 тысячи тонн, сторожевой корабль, буксир, сторожевой катер и четыре мотобота противника.
Авиацией Краснознаменного Балтийского флота потоплен в южной части Балтийского моря транспорт противника водоизмещением в 4 тысячи тонн. Кроме того, другой немецкий транспорт уничтожен в порту Либава.
Немецкое командование издаёт многочисленные приказы, в которых требует от своих солдат преодолеть танкобоязнь. Солдатам предлагается удерживать свои позиции и не отходить ни на шаг. Однако эти приказы не достигают цели, ибо немецкие солдаты боятся советских танков.
Пленный ефрейтор штаба 1-го батальона 17-го немецкого пехотного полка Артур Лихтенберг рассказал: «Наш батальон был внезапно атакован русскими. Мы быстро отступили в лес. Неожиданно с правой и левой сторон показались 6 русских танков. Солдат обуял такой страх, что они бросили не только оружие, обоз с имуществом, но и свои личные вещи. Мы понесли тяжёлые потери. От всего батальона осталось не более 30 человек».
Взятый в плен на 3-м Белорусском фронте обер-ефрейтор 3-й роты сапёрного батальона 1-й немецкой пехотной дивизии Рудольф Физер сообщил: «Перед нашим батальоном была поставлена задача уничтожить прорвавшиеся русские танки. Для этой цели были выданы противотанковые ружья и противотанковые гранаты. Нам приказали подпускать танки на близкое расстояние, а затем стрелять по ним. Но солдаты говорили: «Танк раздавит нас, прежде чем мы успеем выстрелить». При появлении русских танков мы сдались в плен».
На одном участке 1-го Прибалтийского фронта нашим танкистам сдались в плен 22 солдата и немецкий лейтенант Шульмайстер. Пленный ефрейтор Отто Хорт заявил: «Когда показались русские танки, вся рота бросилась бежать, не сделав ни одного выстрела. Какой-то офицер попытался остановить бегущих, но из этого ничего не вышло. Наша группа решила не убегать, а сдаться в плен». |